Одно из наиболее ярких явлений на российской сцене - Инна Желанная - это уникальное сочетание прекрасного голоса с оригинальными композиторским и поэтическим талантами, красоты и женственности с целеустремленностью и трудолюбием.
В
1989г. уже успевшая поучиться в "Ипполитовке"
по классу академического вокала и поиграть
в различных рок-группах
двадцатичетырёхлетняя Инна (родилась 20.02.65),
появилась в составе культовой московской
группы "Альянс". Именно с этого момента,
по словам самой певицы, начинается
серьезный отсчет ее творчества. В 1990г.
Инна при поддержке музыкантов "Альянса"
выступает в финале проходившего в Москве
телешоу "50х50" со своей самой "раскрученной"
песней "Дальше". В 1991г. у коллектива
выходит LP
, а затем и CD
"Альянс III
- Сделано в Белом" ©BSA
Records
1991г., «Stalker-2
1992г. ОМ 01-009 с четырьмя песнями Инны.
Позднее, в 1994г., эта пластинка получила Гран-при
на международном конкурсе музыкальных
альбомов "Radio
France
International".
В связи с этим, в конце этого же года Инна
вместе с группой "Альянс"(уже не
существующей к тому моменту, но специально
собравшейся для этой поездки) приняли
участие в фестивале призеров, проходившем в
парижском зале La
Cigale.
В период 1990-1992 годов Инна Желанная в
составе "Альянса" активно
концертирует по территории тогда еще
Советского Союза, выезжает с гастролями в
Швецию(1990г.) и во Францию(1991г.), участвует в
различного рода фестивалях и акциях ("Рок
чистой воды"(1992г.) и др.). Четыре ее песни
("Только с тобой", "Дальше", "До
самого неба", "Сестра моя ночь") становятся
музыкой к фильму "Кикс"(1992г.)
режиссера Сергея Ливнева. Голос Инны
можно услышать на альбоме 1992 года певца
и гитариста из Америки Jon
Humboldt
Gates
- автора советско-американского проекта
Time
Zone
CD
"Last
Nations"
»&© 1992 Moonstone
Records
MS
2001 P.
o.
Box
911, Trinidad,
CA
95570 и на альбоме-сборнике норвежской
звезды Man
Boine,
вышедшем также в 1992 году, - Mari
Boine
med
band
Allians
CD
"Mute
I
Moskva"
»&© 1992 RCA/BMG
ARIOLA
AS,
Norway
74321-10176-2. Кроме того, в 1994 году выходят CD
"Шестой лесничий" ©&» 1994 Moroz
Records
MR94037
группы "Алиса" и CD
"Пояс Ульчи" »&© 1994 SNC
Records-4030
группы "Калинов Мост", в работе над
которыми певица также принимала участие.
Песня "До самого неба" Инны
Желанной попадает на сборник 1995 года CD
"Анталогия Нетрадиционной Духовной
Музыки В России. Часть
2" © Messia 1995, * Bossmen Records 1995 Compilation BR0001.
В
1992 году распадается группа "Альянс",
а у Инны рождается сын Ваня. Но певица не
прекращает музыкальную деятельность,
работает над новым материалом, и уже в 1994г.,
собрав собственную группу, состоящую в
основном из музыкантов игравших в "Альянсе",
приступает к репетициям, а затем и к записи
альбома. Примечательно, что кроме
исполнителя на ударных, состав остается
неизменным и по сей день: Инна Желанная-вокал,
акустическая гитара; Сергей (Гребстель)
Калачев- 6-струнный безладовый бас; Сергей
Старостин -калюки, жалейки, бирбине, висл,
кларнет, вокал; Сергей
Клевенский- окарина, калюки, жалейки, бирбине, висл, лоувисл, китайский органчик, кларнет; Павел Тимофеев (в группе с весны 1997г.) -ударные инструменты.
По итогом опроса за 1993 год, проводимого газетой "Московский Комсомолец" среди 200 музыкантов и журналистов, Инна Желанная попадает в тройку лучших (вместе с Аллой Пугачевой и Ольгой Кормухиной) в категории "вокалистки ".
В конце 1995г. на фирме General Records выходит дебютный альбом Инны Желанной CD/MC "Водоросль" •&© 1995 GR 95056 (GR 95061 МО), названный прессой одним из лучших российских релизов 1996г. и проданный к настоящему времени только в России в количестве около 6000 экземпляров (не считая пиратских копий), что является очень хорошим результатом для такого рода музыки.
В феврале 1996г. Инна с песней "Летай..." ("Смертельная песня") выступила на проходившем в Москве телеконкурсе "Евровидение".
В июле 1996г. певица вместе со своей группой приняла участие в промоушн-туре CD "One World", стартовавшим перед Белым Домом и проследовавшим по нескольким крупным городам США, включая концерт в Атланте на открытии Олимпийских Игр. Альбом, выпущенный к 50-летию UNICEF на американской фирме Putumayo World Music в 1996 году •&© 1996 PUTU 126-2 включает в себя по одной песне таких исполнителей и коллективов как Peter Gabriel (вместе с Youssou N'Dour), Gipsy Kings, Bob Marley, Инна Желанная и др. (на данный момент продано около 200 000 экземпляров этого альбома).
Журнал "ОМ" в 11 номере (январь/февраль 1997г.) назвал Инну вместе с Жанной Агузаровой и Аленой Свиридовой лучшими певицами 1996 года.
С весны 1997 года организацией концертной деятельности группы Инны Желанной занимается московская компания «SKY LINE» promotions & studio.
Около полусотни выступлений коллектива на различных концертных площадках и в клубах, участие в фестивалях: "Дружба, дружба, дружба." (Москва, июнь 1997, ЦДХ), "Поющая Я" (Москва, март, ЦДХ), "Табык" (Якутск, июнь 1998) и других, включая зарубежные: фестиваль в городе Гент (Бельгия, август 1997г ), более двух десятков радио и теле эфиров , съёмки в швейцарском телефильме "Moskau - ein Gedicht" (© 1998 Neue Zurcher Zeitung) - вот неполный список происходящих с группой событий в сезоне 1997/1998 г. Заметная активность коллектива за этот период времени принесла закономерные плоды - Инна и её группа ещё раз подтвердили, что они заслуженно называются прессой и музыкальной общественностью лидерами направления World Music в России.
По результатам опроса за 1997 год, проводимого в седьмой раз "Фондом Загубленного Детства", группа Инны Желанной названа четвёртой в номинации "Лучшая группа
года", а все
музыканты коллектива попали в пятёрку,
каждый с своей номинации. Особенно приятно
отметить первое место среди исполнителей
на духовых пары Старостин - Клевенский, а
также Сергея Калачёва, занявшего третье и
два пятых места соответственно в
номинациях "композитор (аранжировщик)
года", "бас-гитарист года" и "ритм-секция
года"(вместе с Павлом Тимофеевым). Второе
место Желанной как вокалистки по
результатам этого опроса - доказательство
тому, что Инна была и остаётся одной из
лучших певиц России.
Август 1997 – подготовка и запись музыки для 2-х следующих альбомов в студии «Sing-Sing» (г.Метславир Голландия).
Среди ближайших планов группы в новом сезоне 1998/1999 годов: участие в международной музыкальной выставке Womex в Стокгольме в конце октября 1998г., тур в поддержку выходящего в России в октябре-ноябре альбома "Иноземец", который пройдёт по уже ставшим традиционными для коллектива концертным площадкам (зал ЦДХ, "Бедные Люди", "Форте") и нескольким новым. В планах также запись очередного, третьего по счёту, альбома, материал для которого уже подготовлен.
И наконец, в скором
времени ожидается выход американской
версии альбома "Иноземец"
на фирме Shanachie,
отложенный в силу ряда причин на осень. В
поддержку этого альбома планируется тур по
ряду городов США.
Инна
Желанная:
«Я
выбираю свободу»
Долгие
годы песни Инны Желанной (Желанная -
настоящая фамилия певицы, а не псевдоним. -
прим. ред.) были известны лишь узкому кругу
музыкантов и специалистов. О ее мелодиях -
пронзительных балладах с элементами
языческих напевов с восхищением отзывались
и те, и другие. До недавнего времени вокал
Инны звучал, что называется, «за кадром» в
прямом и переносном смысле. Она подпевала
Кинчеву в песне «Шестой лесничий», Ревякину
- на альбоме «Узарень», а ее собственная
ритм-н-блюзовая группа «М-Депо» на равных
выступала вместе с легендарным «Зоопарком»
в ДК МЭИ в конце восьмидесятых-годов. В «М-Депо»
Инна исполняла под гитару лирические песни
пессимистического плана о том, что жизнь
прошла и все бессмысленно. Тогда ей было 19
лет.
Параллельно
с учебой по классу академического вокала
она за короткий промежуток времени сменила
несколько групп. В прошлом остались ее
совместные эксперименты с музыкантами «Вежливого
отказа», «Ночи перед Рождеством» и т.д. С
начала девяностых Желанная начала плотно
сотрудничать с группой «Альянс». «Наверное,
только с «Альянса» можно начинать
серьезный отсчет моего творчества, -
говорит Инна. - В 91-м году у группы вышел
компакт «Сделано в Белом», в который вошли
четыре мои песни. Полтора года назад этот
альбом был удостоен Гран-при на конкурсе
радиостанции «Франс интернасьональ» при 120
участниках из 15 стран». В прошлом году Юрий
Рипях - бывший продюсер Свиридовой и
Титомира- предложил Инне сделать сольный
проект, материал которого сейчас готовится
к выходу. Альбом называется «Водоросль», и в
него, помимо авторских песен («Сестра», «Колыбельная»,
«Только с тобой»), вошло несколько русских
народных мелодий в современной обработке.
Несмотря на то, что критики тут же
заговорили о фольклорных мотивах в
творчестве певицы, сама Инна считает, что
этнические фрагменты появились в ее песнях
непроизвольно.
«Я
занялась народной музыкой, потому что в ней
есть какая-то магия. Мне кажется, что в
музыке обязательно должно присутствовать
что-то магическое. Это по-настоящему «цепляет»
слушателя, причем на уровне подсознания.
Объяснить подобное воздействие невозможно
- ведь бывают совершенно простенькие вещи,
и в них есть такой драйв, такой прикол! А,
казалось бы, правильно сделанные песни
иногда не оставляют никакого следа».
Я
выберу этот ветер последним себе собратом.
Я
выберу это солнце последней себе любовью.
Я
выберу эти волны последним себе объятьем.
Я
выберу эту землю
последним
себе покоем.
Свободу
сна, свободу сна.
В
своем репертуаре Инна также использует
малоизвестные народные песни, собранные
Аграфеной Глинкиной и хранящиеся в консерваторских
архивах. Когда я призналась Желанной, что с
трудом отличила на кассете ее песни от
народных, она рассмеялась: «Ну вот! Дожили!»
,
Инне
не нравятся современные ритмы, например -
техно: «Это только для дискотеки. Я не понимаю,
как подобную музыку можно слушать дома. Это
ведь бесконечная долбежка по мозгам. В ней
нет ни красоты, ни гармонии». Сама Желанная
любит музыку ненавязчивую, спокойную, под
которую можно отдыхать: Стинга, Шаде. «Видимо,
я не поклонница рок-музыки как таковой. «Led Zeppelin» и «Yes»
- единственное, что я слушаю из всего рока.
Последнее время я не воспринимаю громких
звуков, агрессии, зудящих гитар. Сразу же
идет отторжение. Может быть, я постарела?
Хотя это происходит не только со мной.
...Вообще в нашей культуре хотелось бы
исправить ту ситуацию, которая сейчас
существует., Идет направленная,
сознательная американизация музыки. Люди
не помнят своих корней. А ведь у нас в
России столько всего интересного! Америка
умерла, это смердящий труп. Я, правда, там
не была ни разу, но мне кажется, что духовность
потеряла у них всякий смысл. Все решают
деньги. А мы заимствуем у Запада все самое
худшее. Вся эта дешевая массовая музыка
пошла именно с Запада. В семидесятых годах
у нашей эстрады было свое лицо. Теперь идет
засилье коммерческой музыки - люди просто
начинают зарабатывать деньги. При этом они
говорят: мы хотим заниматься искусством,
но у нас нет денег, вот когда заработаем -
тогда и займемся чем-то достойным. Это
самообман».
Самой Желанной катастрофически
не хватает средств на компьютерную
графику и на монтаж для видеоклипа, хотя
материал для него уже целиком отснят. «Пробиться
сейчас трудно, тем более с музыкой, которая
не приносит дохода», - небезосновательно
считает она. Инна не знает, что такое слава,
и искренне боится, что успех ее испортит. По-моему,
она немного скромничает.
На
press-party в «Жар-Птице» один из журналистов,
кажется, из «Курантов», спросил у нее: «Я видел
ваше интервью в оппозиционной газете. А
если вас пригласит «Завтра», вы тоже будете
с ними разговаривать?» Инна ответила; «Я же
с вами разговариваю». Публика сразу же
напряглась, и в клубе повисла тишина. А для
Инны не существует никакой разницы - «Куранты»
это или «Завтра». Она не читает газет и не
интересуется политикой. «Лишь бы не было
войны. Музыка не должна иметь никакого
отношения к политике, - говорит певица. Поэтому я не люблю политизированные группы
типа «ДДТ», «Алисы».
Сама Инна выступает редко, в
основном на благотворительных концертах.
Не видно ее ни в клубах, ни на телевидении.
«У меня музыка сложная для восприятия. Но я
надеюсь, что через какое-то время у подобных
песен появится своя публика: «Олимпийский»
нам, конечно, не собрать, да и зачем?» Инна
мечтает использовать в своей будущей
программе балет, но не классический и не
дешевый эстрадный, а изобрести что-то новое.
«Хочется магического действия. На сцене мы
слишком зажаты, 'статичны. А музыка
ассоциативна, поэтому .визуальное
восприятие должно присутствовать: это
танец и свет».
...На
сегодня у Желанной остался всего один
единомышленник • бас-гитарист «Альянса»
Сергей Калачев. «Журавлев (лидер группы. •
Прим. ред.) пока играет с нами, но он очень
увлекся модной музыкой. Мне это не
нравится, говорит Инна. - При этом Журавлев,
как человек талантливый, вносит иногда
такие краски, такие звуки, что нам будет
сложно без него обойтись.
...В своей музыке «Альянс» всегда занимался изысками - все было настолько культивировано и .рафинировано - начиная от общей направленности и заканчивая сольными партиями, что не придраться.
То, что я делаю сейчас, я не стала бы называть «русским направлением». Это, конечно, не фолк-рок, это вообще не рок, на мой взгляд. Мы пользуемся этническими опытами, занимаемся экспериментами, и в целом получается более грубая, более грязная, более простая музыка».
...
Год назад у Инны умерли родители, и теперь
под ее опекой не только сын, но и
пятнадцатилетний брат. «Я рано отбилась от
рук, меня угнетали семейные обязанности.
Потом тяготило замужество. Я предпочитаю
свободу. Мне нравится быть одной, ни от кого
не зависеть. Даже с собственным ребенком я
устаю, но не физически, а от постоянного
внутреннего напряжения - не могу ни
отвлечься, ни расслабиться. Но только дома я
могу чувствовать себя. спокойно. У меня,
наверное, противоположность
клаустрофобии - чем меньше коробочка, тем
мне спокойнее. Иногда что-то внутри
меняется, начинаешь ломать эти стены, закручиваешь
водоворот, потом устаешь и снова в
коробочку. Я человек переменчивый, еще в
детстве не могла жить по режиму...»
Ей
часто говорят: напиши веселую песню. А она
не может - не получается. «Хотя я оптимист и
люблю повеселиться, но в глубине души я
лирик-меланхолик. Музыка для меня нечто
сокровенное. А сокровенное, на мой взгляд,
не бывает веселым».
«МОСКОВСКАЯ ПРАВДА»
5 апреля 1995 года, 8-я стр.
Виктория
Логинова.
"Тайный знак Инны Желанной"
Я эту музыку лучше воспринимаю, танцуя. Но в ЦДХ-вском амфитеатре сидят. Физиологическая часть отпадает, остаётся высшая фракция -интеллектуально-духовная. Зал наполнен интеллигенцией, эмоциональной, редкостно красивой, молодой и при этом зрелой. Пылкий вначале, после концерта зрительный зал уходил тихо, как беременный, видимо боясь растрясти что-то важное внутри. Тот зал, который во время исполнения песен белыми пятнами боящихся шевельнуться лиц напоминал киплинговских бандерлогов, а после замирания звука - множеством бурно аплодирующих рук ассоциировался с травами саванны, вздымаемыми винтом низко зависшего вертолёта.
Загадочные они все в этой группе. Вечно насупленный басист Сергей Калачёв со странным прозвищем Гребстель держит в руках могучий шестиструнный безладовый бас, подключённый к не менее могучему чемодану синтезирующему странные, порой вовсе небасовые звуки, и переминается с ноги на ногу, как коты топчутся у вас на коленях, норовя коварно запустить когти. За его внешним спокойствием - мощная сексуальная волна, на которой индифферентная Инна качается как щепочка. Их скупость в движениях, внешних выражениях чувств перестраивает на более внимательный лад. Начинаешь воспринимать мельчайшие движения и тайные знаки. Когда они играют вдвоём, поток флюидов между ними становится очевидным. Бас в этой группе всё сразу - и бас, и клавиши, и гитара, и литавры и ударные, и ещё незнамо что, но очень большое и красивое. Под кримсонообразные навороты подчёркнуто асексуальная Инна своим заиндевелым голосом выпиливает курлыкающие русские напевы, больше напоминающие плачи, но только плачущая героиня -неподвижная снегурочка, чьи дистиллированные слезы застывают, не долетев до земли. Редкий случай столь полного совпадения имени и личности. Недоступная, но притягивающая замороженная клюква, высоко висящая сосулька необычайно утончённой формы и прозрачности, до которой и хотелось бы дотянуться, да никак... Она выходит на сцену словно выполняя тяжкую повинность. Залу не улыбается, необходимые слова произносит сквозь зубы, со вздохом и даже каким-то отвращением. Спешит поскорее забыться в музыке, в ангельском(ли?) пении светлоглазой и спокойной, но внутренне убийственно могучей валькирии. Когда в бой вступает барабанщик (Павел Тимофеев), начинает казаться, что мчишься на огромной скорости тоннелем в поезде с открытыми окнами. Хочется развивающихся локонов, плещущих на ветру тканей ярких цветов, чего-то страстного и безумно женственного. Мерещатся этнические танцы и пёстрые костюмы разных народов, индейцы, негры, тувинцы и бабы в шитых бисером кокошниках. Не тут-то было. В мешковатых брючках, с мальчиковой стрижкой и в школярских ботиночках Инна словно специально задалась целью максимально скрыться, нивелироваться, запрятаться за музыку, как за ширму - я, мол не я и лошадь не моя, а музыка сама за себя всё скажет. Она удивительно неплохо и чисто играет на гитарке. Чисто, лаконично, неброско и очень вместе с остальными музыкантами. Вообще, ритмическая сыгранность - отличительная особенность группы. Ритм изощрён, витиеват и отточен. Иногда даже странно - как же Инне удаётся петь под ритмические телеги, идущие строго поперёк вокала и при этом ещё и играть на гитаре. Но всё хорошо отрепетировано. Даже слишком. Они порой играют даже как-то безжалостно, так и хочется оживить этот совершенный мир мятой незабудкой хоть какой-нибудь небольшой непредсказуемой накладочки. Но дело тут же спасает Сергей Старостин, кларнетист, вокалист и коллекционер этнических духовых инструментов (калюки, жалейки, бирбине, висл, окарина, лоувисл, китайский органчик). Он живой, открытый, нежный, но это нежность не мальчика, но мужа. В нём чувствуется скорее отец семейства, много лет юношески страстно влюблённый в свою жену и балующий, не исключено что многочисленных, детей. Он весь пропитан любовью, но не модной ныне несчастной, порочной или запретной любовью, а любовью здоровой, семейной, чистой и плодовитой. Ему очень идёт народная музыка, с её простодушным культом свадеб, урожаев и сил природы. Его сподвижник по духовым Сергей Клевенский, как - альтер эго, держит второй голос, идеальностью сочетания явно символизируя
гармонию природы. Вообще, это редкая музыкантская фишка - заменить центральный гармонический инструмент в группе двумя духовыми.
А Желанная - всегда Желанная .Она непрерывно похожа сама на себя. Один и тот же тембр. Отрешенное выражение лица, эдакий "Dead сап dance" в эмоциях. Полное отсутствие всякого там веселья, рок-н-ролла, блюза и советской песни. Она без этого, безусловно, уже состоявшаяся звезда первой величины. Почти. В ней есть для этого всё, кроме упаковки - звёздного поведения, звёздной одежды и шоу на сцене. Как, однако, невелика в данном случае дистанция между клубной группой местного значения и возможной мировой известностью! Всего лишь - пренебрежение к внешним эффектам. Правда, о звуке группа радеет более, чем о чём-либо другом. Директор группы Николай Садовскиий не поскупился на дорогой аппарат, который наверняка съест скромные музыкантские гонорары. Но эти люди явно предпочтут сделать подарок зрителям и сыграть на самом лучшем из мыслимых звуков, даже при этом поехав домой с пустым карманом и на трамвае. Аншлага не было. Но публики в зале было достаточно, чтобы понять - эта музыка нужна. Особенно запомнились дети с цветами в первом ряду и седовласый патриарх со снежной бородой до пояса. Это особая публика. Многие в зале знакомы между собой и с музыкантами. Быть может, музыка это пароль? Тайный знак сопротивления тупости попсы?
Ольга
Арефьева. FUZZ
magazin,Москва 27.03.98